noel_17 (noel_17) wrote,
noel_17
noel_17

Category:

История Новых доков

Сегодня пойдет рассказ о истории сухих доков на Луговой. Информация о них изначально довольно скудна, и мне пришлось проштудировать много советских изданий, чтоб найти что-то интересное.


[Spoiler (click to open)]

А вот о "Николаевском" сухом доке, построенном ранее в 1897 году, информации (фотографии) и в книгах, и в интернете очень много. Если док Цесаревича открывался с большой помпой, то запуск доков в районе Луговой (Гнилого угла) остался практически незамеченным для прессы.
Строительство началось в 1900 году, а ввод в строй, по одним источникам в 1906 году, по другим в 1907, третьи называют 1910 год. Причем на сайтах Дальзавода фигурирует и 1906, и 1910 год. Сайт vladcity (http://vladcity.com/dates/20-century/1906u/) так вообще знает точную дату (чего не знают на родном Дальзаводе): "...торжественное открытие состоялось 27 мая 1906 года".

Мы вернемся к этому вопросу позже, а пока просто выдержки из советских книг.
"Увеличение численного состава Тихоокеанской эскадры и ухудшившиеся отношения с Японией заставили приступить к строительству ещё двух доков, восточного и западного, которые заложили в 1900 году. Через два года газета «Владивосток» писала: «В глубине Гнилого угла сооружается огромный двойной док. К северу от строительства сухих доков – ряд новых зданий артиллерийской лаборатории. До пристани устроена узкоколейка. Имеются два паровоза и ряд вагонов-платформ». С вводом в 1906 году обоих доков в эксплуатацию Военный порт мог ремонтировать суда любых размеров. Одновременно со строительством доков выполнялся план расширения Военного порта, предусмотренный новой кораблестроительной программой."



Я натолкнулся на еще одну проблему: в интернете и книгах, когда идет рассказ о истории сухих доков, иногда путают Николаевский док с луговскими. В итоге получается сумятица с историей. Связано это с тем, что доки на Луговой изначально называли "западный" и "восточный", было еще наименование "Новые доки". С 1923 года "Николаевский" док стали называть- "док №3". Соответственно луговские- док №1 и №2. Однако, в печати и в интернете встречается Николаевский- №1, другие-№2,№3.

Интересную информацию о том, что предшествовало строительству доков, я нашел на сайте http://nashasreda.ru/
Большую роль в продвижение строительства объектов во Владивостоке, в том числе и сухих доков сыграл Н.М. Чихачёв.
Николай Матвеевич Чихачёв, адмирал российского императорского флота, с 1983 года генерал-адьютант Александра III, с 1896 года член Государственного совета.

Адмирал был заинтересован в усилении эскадры Тихого океана и в этой связи с обустройством Владивостока, как главной крепости на Дальнем Востоке. С этой целью в мае 1896 г. адмирал посылает во Владивосток члена Адмиралтейств-Совета генерал-лейтенанта А. А. Колокольцова. Он должен был определить, какие меры и в каком объеме следует принять. Материалы, собранные А. А. Колокольцовым, легли в основу проекта расширения Владивостокского порта, составленного Особым совещанием под председательством генерал-адмирала, великого князя Алексея Александровича в начале 1897 г. А 19 мая состоялось высочайшее повеление о немедленном начале работ. На их производство первоначально ассигновывалось 17,869 млн. руб. Государственный Совет разрешил Морскому министерству приступить к строительству двух новых сухих доков во Владивостоке, сократив однако общее ассигнование до 13,611 млн. руб.
Сокращение ассигнований было вызвано тем, что накануне Россия взяла в аренду на 25 лет Квантунский полуостров (южную оконечность Ляодунского) с Порт-Артуром и Талиенваном . И в Порт-Артур требовались большие вложения.

С середины же мая 1900 г. стала быстро ухудшаться ситуация в Китае, где начавшееся двумя годами ранее движение ихэтуаней, названное европейцами «боксерским», переросло в настоящую войну против всего иностранного. Война эта стоила России не только расходов на обеспечение действий армии и флота, на восстановление практически полностью разрушенной КВЖД, но и длительной остановки работ во Владивостоке и Порт-Артуре, так как основную массу чернорабочих там составляли китайцы. В итоге единственный начатый постройкой новый владивостокский док к моменту разрыва отношений с Японией был далек от окончания. Не реконструированным осталось и местное адмиралтейство, равно как и порт-артурское....

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что в связи с тяжелым внешним (русско-японская война) и внутренним положением в стране (недостаток финансов и контроля) строительство доков растянулось до 1910 года.



В 1911-1912 году доки были задействованы на полную мощность. В войне с Японией Россия потеряла значительную часть своего флота, и теперь задача его воссоздания становится первоочередной. Кроме того, Николаевский док с 1906 года находился в аварийном состоянии, кое-как дотянул до 1914 года и был поставлен на капитальный ремонт на несколько лет (во время первой мировой войны все работы по восстановлению дока были приостановлены, и он постепенно заполнился сточными водами). Всю массу работы приняли на себя луговские доки.

Во время интервенции и гражданской войны в доках производили ремонт и суда интервентов.









После прихода советской власти, с 1923 года, Дальзавод расширяется, увеличиваются мощности, появляются новые заказы и доки опять принимают суда. Здесь ремонтируются миноносец "Бравый", пароход "Ставрополь", сторожевой корабль "Воровский" и многие другие.









За 30 лет напряженной работы доки пришли в аварийное состояние. И в 1940-году, по плану, должен был быть произведен капитальный ремонт. Но началась Вторая Мировая и все средства и силы были направлены на военные нужды. Только в 1947 году закончились строительные работы по камере дока №1.

1 марта 1947 года, в связи с указанием министерства о выделение первого и второго доков в самостоятельное подразделение, на базе участков ряда цехов возник цех докового судоремонта №19.

Летом 1950 года завершились работы по реконструкции восточной стороны дока №1 и закончились работы по цементации дока №2. В 1953 году продолжилась реконструкция: для крупнотоннажных габаритных судов был удлинен на 27 метров в северную сторону док №1 с сохранением прежнего поперечного сечения, стены дока забетонировали, горизонтальные уступы облицевали постелистым гранитным камнем, для спуска устроили лестницы с ограждающими перилами.

В 1954 году в шахте насосной станции доков №1 и №2 демонтировали старые паровые машины и насосы для откачки воды, установленные в 1908 году и приступили к монтажу новых электрических систем откачки воды.

В 1966 году рабочие и инженеры 19-го цеха разработали новую систему постройки стапелей в доках, что существенно повысило производительность труда и снизило себестоимость.

И последнее, что мне удалось найти: в 1979-1980 году на базе 19 цеха был создан экспериментальный участок совершенствования технологических процессов докового судоремонта и конструкторско-технологическое бюро механизации доковых работ во главе с инженером Л.Савкиным. Результатом их деятельности явилось высвобождение 24 человек с доковых работ, снижение трудоемкости производства, а также большая экономия электроэнергии и пиломатериалов.

Известно, что один из доков на Луговой, в советское время, был законсервирован и в таком состоянии находился до 2013 года. Когда это произошло данных я не нашел. В интернете "знатоки" утверждают, что он был закрыт еще в первые годы советской власти. На сайте http://www.skyscrapercity.com/ участник Salangan легко нашел опровержение этому.

Спутниковый снимок 1965 года, на котором видно, что оба наших дока находятся в рабочем состоянии:



Переходим к современности. Вначале законсервированный док №2.

Еще не так давно из новостей можно было узнать, что у Дальзавода были планы на его ремонт и восстановление. Фотографии 2012 года :









Однако уже в 2013 году стало известно о решении начальства Дальзавода о передаче территории дока №2 заводу Соллерс, для постройка на его месте цехов. В этом же году началась засыпка дока.









До сих пор на месте дока пустырь, Соллер ничего не строит (кризис).







Док №1 успешно функционирует. Фотографии 2015 года с Vl.ru:







В теме, помимо моих, использовались фотографии с сайтов: http://yaromirr.livejournal.com/ ; http://kreiser.unoforum.pro/ ; http://www.siberianexpedition.ca/, а также из коллекции Владимира Кобзаря.

Автор Красов Вадим

Новое фото "всплыло" в 2019 году. Начало строительства доков:


Tags: Луговая, сухие доки на Луговой
Subscribe
promo noel_17 january 20, 2018 16:25 Leave a comment
Buy for 20 tokens
УВАЖАЕМЫЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ ! ВЫ МОЖЕТЕ РАЗМЕСТИТЬ СВОЮ РЕКЛАМУ ЗДЕСЬ !
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments